«Silk visa», как проект объединения братских стран!

Постепенная нормализация отношений между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном возродила идею по созданию аналога зоны шенгена. Инициаторами данной консолидации являются Казахстан и Узбекистан. Что за этим последует и что даст создание так называемой «Silk visa» Центральноазиатскому региону (ЦАР) волнует всё население стран региона…

Взаимное желание, доступные возможности

Положительным фактором реализации идеи по созданию единой визы является проявление интереса всех стран соседей (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), который они выразили на туристическом форуме в Астане. Несомненно, положительным исходом данной инициативы станет большой приток туристов в ЦАР. А в дальнейшем тесная связь региона позволит решить многие вопросы и в других сферах.

Замысел по созданию среднеазиатской безвизой зоны приходил к главам ЦАР постепенно. Например, Казахстан, правительство которого ранее выступало против любых послаблений в миграционных процессах, изменил свой курс внешней политики. С августа 2018 года представители Казахстана и Узбекистана начали переговоры об отмене ограничений по въезду между странами.

Между Таджикистаном и Узбекистаном ещё в марте подписаны 27 соглашений о сотрудничестве в различных сферах (военно-техническая, оборонная и тд.), проведена процедура отмены виз для граждан. Первыми результатами военного сотрудничества двух стран стали военные учения на таджикистанском полигоне «Чорух-Дайрон».

Натянутые прежде отношения между Таджикистаном и Узбекистаном наконец претерпевают оттепель. Связано это с изменением внешнеполитического курса Узбекистана, который начал проводить президент страны Ш.Мирзиёев в отношении стран-соседей. Ранее, двусторонние отношения ухудшались по причине различного трактования по использованию спорных территорий на реке Вахш (строительство Рогунской ГЭС, приграничные претензии). После смены президента в Узбекистане, Ш.Мирзиёев проявил небывалое благоразумие, признав за Таджикистаном право на строительство Рогунской ГЭС. Более того, узбекская сторона приняла участие в её возведении. Президент Таджикистана Э.Рахмон отметил это и также пошел на различные послабления для Узбекистана, нанеся в итоге исторический визит в страну.

Единое целое на благо друг друга

Эти факты, позволяют рассматривать ЦАР, как единое целое, и в тоже время, государства являются независимыми друг от друга. Сразу вспоминается советский период, когда осуществлялся взаимовыгодное сотрудничество между собой. После самопровозглашения, любые спорные вопросы решались очень тяжело, разногласия не достигали компромиса. Признаком возможной интеграции и появлению «Silk visa» в странах ЦАР стало решение споров по использованию водных акваторий.

Как призыв к объединению звучат слова президента Казахстана Н.Назарбаева: «Конечно, самым лучшим было бы создать союз центральноазиатских государств, куда я включаю Казахстан и Среднюю Азию. Просто потому, что во всем мире идет такой процесс. В Латинской Америке это МЕРКАСОР – Бразилия, Аргентина, Чили. В Европе есть Бенилюкс – Бельгия, Люксембург, Нидерланды. Свои интеграционные объединения есть в Юго-Восточной Азии. На Востоке — Лига арабских государств. Это происходит везде».

«Нам сам Бог велел объединяться: 55 миллионов населения, нет языковых барьеров, взаимодополняемая экономика, находимся на одном пространстве, есть транспортные связи, энергетические. Этот регион может обеспечить себя продовольствием, не выходя на внешние рынки, может полностью обеспечить себя энергетикой и так далее. Что еще надо? Мы уважаем друг друга. Население от этого только выиграет. Почему нам не удается построить такой союз, до сих пор понять не могу».
(http://www.akorda.kz/ru/special/speeches/internal_political_affairs/in_interviews/intervyu-glavy-gosudarstva-n-a-nazarbaeva-vedushchim-avtorskikh-programm-kazakhstanskikh-telekanalov_1342861462)

Страны Центральной Азии – это, прежде всего, схожая культура, традиции, менталитет и язык. А договариваться друг с другом на общем и понятном всем языке гораздо проще. Туризм – одно из нужных направлений сотрудничества, но не самое главное. Объединение потенциала выгодно всем центральноазиатским государствам. И, прежде всего, даже не ради финансовой необходимости, а для обеспечения безопасности. Тем более сейчас, когда все актуальнее становится вопрос противодействия развитию и распространению религиозных экстремистских организаций.

Помимо этого, не менее важен вопрос борьбы с наркотрафиком из Афганистана. И проблему эту можно решить только совместно, общими усилиями, ведь если даже одно государство в этой цепочке ослабит работу, то это автоматически аннулирует усилия других.

Не стоит забывать, что страны Центральной Азии это многочисленный регион, с населением около 70 миллионов человек. Что позволяет вести взаимовыгодную торговлю между странами. К примеру, Бишкек и Астана планируют увеличить товарооборот до одного миллиарда долларов. А товарооборот между Узбекистаном и Кыргызстаном в 2016 году составлял всего 169 миллионов долларов. До конца текущего года власти двух стран намерены уже довести эти показатели до полумиллиона долларов. Узбекистан возлагает на сотрудничество в границах Центральной Азии особые надежды. И вот только один из примеров: Ташкент принял программу развития кожевенной и каракулевой отраслей, и основным рынком сбыта рассматривается как раз рынок стран центральноазиатского региона. Страны постепенно открывают границы и облегчают работу гражданам соседних государств. (https://vesti.kg/obshchestvo/item/54482-v-tsentralnoj-azii-mozhet-poyavitsya-analog-shengenskoj-vizy.html)

          Эксперты ООН опубликовали результаты исследований: за последние 10 лет средний рост ВВП центральноазиатских стран в целом составил 6,2 процентов, когда весь     мир развивался темпами 2,6 процента. Наблюдается резкий рост товарооборота, который за 10 лет вырос в два раза — с 1,6 миллиарда долларов до 3,1 миллиарда.

Союз стран ЦАР позволил бы удвоить ВВП за счет более эффективного применения ресурсов. Создание единой сети транспортных коридоров, системы интегрированного управления транспортными перевозками в рамках «Шанхайской организации сотрудничества», в которой участвуют все страны ЦАР, регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой решений проблем в транспортно-логистической сфере и наконец, разработка единой системы развития туристических хабов ЦАР. Всё это задачи для решения главам государств силами межстрановых комиссий. Стоит иметь ввиду, что дальнейшее развитие зарождающего негласного союза стран ЦАР, с кем «пойти за руку» стоит решать сообща, интерес от зарубежных государств велик, но за каждым стоит определенная зависимость.

Прочтите также

Материалы автора: Шерзод Абдулхасанов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *