Ледокольный ренессанс и борьба России, США и Китая за Арктику

 Ледокольный ренессанс и борьба России, США и Китая за Арктику

Климатические изменения вызывают таяние льдов в Арктике, что открывает новые возможности для торгового судоходства, освоения энергетических природных ресурсов, расширения вылова рыбы и для открытия туристических морских маршрутов. По ряду прогнозов, уже к 2030 году летом арктические воды будут практически свободны от льда. В 2011 году журнале Science высказывалась оценка, что в Арктике находится до 30% всех не открытых мировых запасов газа и 13% запасов нефти. Стоимость залежей может составить около 35 трлн долларов. Все это выглядит в теории привлекательно.

Россия, США, Канада, Норвегия и Дания сегодня стараются определить зоны своего влияния и закрепить принадлежность континентального шельфа. Между этими странами существует ряд территориальных нерешенных проблем, которые рано или поздно будет необходимо уладить.  

Интерес к Арктике проявляет и Китай, рассматривая ее как судоходную возможность и как локацию для расположения своих объектов космической и навигационной инфраструктуры. Весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай сделал похожие вложения в Швеции, где была построена китайская полярная наземная станция управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS). 

В целом, в Арктическом Совете сегодня состоят 8 государств, а помимо них еще 39 стран и различных государственных и негосударственных организаций являются наблюдателями при Совете.  

Интерес мира к Арктике неуклонно растет. Китайский контр-адмирала Инь Чжо периодически заявляет, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти» и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты. При публикации Китаем «Белой книги» по развитию «Полярного шелкового пути» китайские чиновники высказывались более дипломатично в русле того, что они не будут никому мешать и вмешиваться в суверенные дела приарктических государств, но при этом Китай обязательно будет присутствовать в регионе. 

Наличие ледокольного флота становится важнейшим фактором как для освоения Арктики, так и для военной составляющей защиты своих интересов. Россия уже предпринимает шаги по наращиванию своих военных возможностей на севере, а в США ВМС и Береговая охрана уделяют все больше внимания региону в ходе своих учений и планирования операций, а также прорабатываются варианты создания новых портов на Аляске и развития береговой и навигационной инфраструктуры. 

Россия 

В России сегодня на Северном морском пути действуют 4 атомных ледокола («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и 4 дизель-электрических («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»). Три атомных ледокола («Ямал», «Таймыр», «Вайгач») выработают свой ресурс к 2026 году и должны быть заменены ледоколами проекта 22220 «Арктика», «Сибирь и «Урал». Таким образом в России будет как самый минимум 4 постоянно действующих атомных ледоколов. В планах строительство еще двух атомных ледоколов проекта 22220. В 2016 году снова был также введен в строй атомный контейнеровоз с ледоходными возможностями «Севморпуть». Всего, по данным американцев, на весну прошлого года в России было в совокупности 46 судов ледокольного класса, как в государственном владении, так и во владении частных компаний.

Для круглогодичной работы Северного морского пути необходимо, по прогнозам Росатомфлота, 13 ледоколов (9 атомных и 4 ледокола на сжиженном природном газе). Планы строительства ледоколов в мае этого года озвучил Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации «Росатом»: 

«Мы просчитали, кстати, вместе с Алексей Львовичем Рахмановым (глава Объединённой судостроительной корпорации), с его коллегами, потребность в ледокольном флоте в горизонте до 2030 года. Мы её хорошо представляем: 3 нынешних строящихся сейчас УАЛа (универсальных атомных ледокола проекта 22220), плюс 2 еще. Плюс 4 ледокола на СПГ. Плюс от 1 до 3 – в горизонте 15 лет – ледокола нового поколения «Лидер». Вы знаете, сколько денег нужно на них? Полтриллиона рублей. Я почти уверен, что никакие полтриллиона рублей нам государство в чистом виде не даст. Поэтому мы вышли с предложением о смешанном финансировании, где будет часть государственных денег, часть денег возвратная, скажем, денег ФНБ, часть денег госкорпорации «Росатом», часть денег, привлеченная с рынка».

В России также рассматривается проект создания трех самых мощных в мире атомных ледоколов нового поколения проекта 10510 «Лидер». 120-мегаваттный «Лидер» должен взламывать на скорости в 1,5-2 узла льды толщиной 4 метра, пролагая коридор шириной в 50 метров, и тем самым обеспечивать круглогодичную навигацию на Северном морском пути. Стоимость одного такого ледокола оценивается в 70-95 млрд рублей. 

На сегодняшний день нет ясности, как будет финансироваться строительство, в какие сроки и где это все будет происходить. По срокам озвучиваются даты в 2023-2029 гг., по строительству — либо силами ОСК на Балтике, либо на верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. В августе стало известно, что по проекту Минэкономразвития инвестиции в строительство нового арктического ледокольного флота до 2024 года могут составить 163,8 млрд руб. Ожидается, что Владимир Путин объявит о решении по строительству «Лидера» в сентябре на Восточном экономическом форуме. 

В 2017 году СМИ со ссылкой на источники в Главном командовании Военно-морского флота писали о том, что «Лидер» при необходимости может быть вооружен боевыми модулями, контейнерами с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием. 

Кроме гражданских ледоколов у России есть военно-морской дизель-электрический ледокол «Илья Муромец». Судно предназначено для патрулирования, буксировки, перевозки грузов. В состоянии идти во льдах толщиной 0,9 метров. Вертолетная площадка может принимать вертолёты Ка-32 или Ка-27, а, по некоторым данным, при необходимости на судне может быть установлена автоматическая корабельная артиллерийская установка.  

Продолжает с 1975 года нести службу и патрульный ледокол «Руслан» проекта 97П в составе Беломорской базы ВМФ России в Северодвинске. Ледокол может идти во льдах толщиной в 50 сантиметров. Вооружений сейчас он не несет, оборудован вертолетной площадкой и средствами радиоэлектронной борьбы. Еще несколько патрульных ледоколов этого старого проекта числятся в составе Балтийского и Тихоокеанских флотов. 

В планах ВМФ и ввод в строй универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550. Первый корабль, получивший название «Иван Папанин»,  был заложен 19 апреля 2017 года, он сможет преодолевать сплошной лед толщиной в 1 метр. Корабль будет вооружен ракетным комплексом «Калибр» («Club-K») и артиллерийской установкой. 

США

Что касается американских ледоколов, то в США в рабочем состоянии находятся всего лишь два из трех ледоколов Береговой охраны США. Polar Sea (1978 года ввода в строй) уже не функционирует с 2010 года из-за проблем с двигателем, Polar Star (1976 года ввода в строй) превысил заложенный срок работоспособности в 30 лет и для поддержания его в рабочем состоянии американцы разбирают на запчасти Polar Sea.  

Есть еще один средний ледокол Healy (1999 года ввода в строй), который по сути является научно-исследовательским судном и способен идти во льдах толщиной до 1,4 метра на скорости в 3 узла, или взламывать ударами лед до толщины в 3 метра. Healy выработает свой ресурс в 2030 году. Polar Star идет на скорости в 3 узла во льдах толщиной до 1,8 метра и взламывает ударами лед толщиной в 6,4  метров.  

Есть еще четвертый небольшой ледокол Nathaniel B. Palmer с более слабыми возможностями работы во льдах, который принадлежит частной компании и сдается государственным агентствам для проведения научных исследований. И также зарегистрировано судно Aiviq с ледокольными возможностями, которое использовалось в свое время компанией Royal Dutch Shell в водах Аляски. 

Осознавая проблемы с наличием ледоколов в США еще в 2013 году определили, что стране нужны 6 ледоколов (3 тяжелых и 3 средних). Строительство первого тяжелого ледокола начнется в 2019 году и он должен войти в строй в 2023 году. Тяжелые ледоколы обойдутся США в сумму от 700 млн до 1 млрд долларов за каждый. Американцами рассматривались возможности строительства судов по военным стандартам и спецификациям, но в итоге пока от этой идеи отказались, так строительство по гражданским меркам снизит стоимость каждого ледокола минимум на 100 млн долларов. 

Отметим, что известный и один из самых именитых американских экспертов по военно-морским проблемам Рональд О’Рурк регулярно предоставляет для Конгресса США свои аналитические доклады. В августе этого года от него поступило аж целых две работы, посвященных вопросам геополитической ситуации вокруг Арктики и проблемам ледокольного флота, что также является символом повышенного внимания американского руководства к данной теме. 

Китай

У Китая есть несколько малоразмерных военных ледоколов, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии работать в полярных регионах, и один большой гражданский ледокол «Снежный дракон», который Китай приобрел у Украины еще в 90-х годах. И это даже не совсем ледокол, а судно-снабженец усиленного ледового класса «Витус Беринг» (проект 10621), построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Судно было готово на 83%, когда его приобрели китайцы. За год они довели его до ума и ледокол вышел в море. Можно также вспомнить, что первый китайский авианосец тоже был приобретен у Украины.

Первый же крупный неатомный ледокол собственного производства «Снежный дракон — 2» водоизмещением в 14 тысяч тонн китайцы начали строить совместно с Финляндией в 2016 году и должны ввести в строй в 2019 году, после чего оба китайских ледокола должны уйти в экспедицию и на испытания в Антарктику, а затем, вероятнее всего, сконцентрируются на работе в Арктике. Проект, правда, пока затягивается. С финнами договор был подписан еще в 2012 году, ожидался спуск на воду в 2014 году. 

Второй ледокол Китая также скорее является научно-исследовательским судном со своими ограничениями по проходимости, что логически обуславливает создание третьего и атомного ледокола. А пока на первом ледоколе Пекин обучает и готовит кадры и специалистов для работы в северных регионах.

Надо отметить, что для Китая дело не только в Арктике. Военные эксперты рассматривают создание атомного ледокола Китаем как важный шаг к дальнейшему строительству собственного атомного авианосца. У Китая есть атомные реакторы, которые работают на атомных подводных лодках, но создать собственные атомные технологии для энергоснабжения крупных судов и кораблей — это уже шаг вперед. Еще зимой этого года китайская судостроительная корпорация (China Shipbuilding Industry Corporation, CSIC) официально заявила, что намерена «ускорить процесс достижения технологических прорывов» в сфере строительства атомных авианосцев. Китайский авианосец в теории сможет работать на установленных нескольких реакторах, которые будут разработаны Китаем для атомного ледокола. Например, у тех же американцев их первый атомный авианосец USS Enterprise работал на восьми реакторах Westinghouse A2W, а авианосцы класса Nimitz работали уже всего на двух реакторах. Китай может пойти тем же путем, уменьшая число реакторов и увеличивая их эффективность.

Ряд экспертов также считают, что даже если первый атомный ледокол Китая не будет идеальным, Пекин без оглядки на финансовые издержки сможет использовать его для тестирования технологий на море в реальных условиях, обучения кадров и последующего прогресса при создании своего атомного авианосца.

Можно вспомнить, что впервые китайский ледокол «Снежный дракон», кстати, прошел по Северному морскому пути еще августе 2012 года, а по ранним прогнозам Китая, в 2020 году страна планировала отправлять каждую шестую тонну экспортной продукции через Северный морской путь с помощью своих собственных, а не российских, ледоколов.  

Здесь, безусловно, возникает вопрос, допустит ли Россия атомные китайские ледоколы в свои воды, особенно в свете укрепления военно-морского сотрудничества между Россией и Китаем, американскими санкциями против Москвы и разворачивающейся торговой войной между Пекином и Вашингтоном. 

Прочтите также

Материалы автора: CAnetnews

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *